Главная страница » Новости » Интересное в сфере ЖКХ » ЖКХ 10 лет спустя: что изменилось?

ЖКХ 10 лет спустя: что изменилось?

Проведенное исследование состояния ЖКХ на период 2002 – 2012 гг. выявил несколько противоречий. При анализе данных учитывались общая оценка состояния отрасли, статистические данные, оценки и прогнозы.

Сразу предупредим читателя, что с 2004 года ЖКХ перестало быть объектом наблюдения Росстата. После перехода на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности отрасль стала частью разделов «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» и «Гостиницы и рестораны». Коммунальное хозяйство сегодня представлено в «Производстве и распределении электроэнергии, газа и воды» и т. д.

Несмотря на разделение, в целом отрасль ЖКХ остается важнейшим элементом экономики.  Обеспеченность жильем в России вырос с 19,8 кв. м на человека в 2002 г. до 23,4 кв. м  в 2012 г., прирост составил 18,2%. При высоком темпе строительства население сократилось на 1,7 млн. человек за тот же период. За период 2003-2012 гг. было введено в действие 543,2 млн. кв. м жилья, а жилищный фонд прирос на 496 млн. кв. м жилья. Разница в 47,2 млн. кв. м обусловлена тем, что процент ветхого и аварийного жилья в России очень высокий. Часть этого жилья была снесена, что повлекло за собой сокращение жилищного фонда.

Звучит парадоксально, но с приростом жилья состояние основных фондов ЖКХ не улучшилось. Их физический износ по различным оценкам составляет 60-70%, как и 10 лет назад, когда эти данные составляли 60-80%. Доля коммунальных сетей, нуждающихся в замене, выросла. При этом число аварий по одним данным сократилось, а по другим (статистика Национального центра управления в кризисных ситуациях) в 2013 г. выросло в 2,5 раза по сравнению с 2012 г. Потери тепла в сетях выросли с 8,9% в 2004 г. до 10,8% в 2012 г.  Расход энергоресурсов в российских коммунальных предприятиях на 25-30%, а иногда и на 50% выше, чем в европейских.

По данным на 2012 год, в капитальном ремонте нуждалось 11,3% от общего количества МКД. Однако министр регионального развития Игорь Слюняев дает совершенно другие сведения: 75% МКД, в которых проживает 48 млн. чел. требуется капитальный ремонт.

Эти и другие разночтения в данных являются доказательством еще одной проблемы ЖКХ: недостаточности полной и согласованной между собой информации о состоянии этой отрасли.

Теперь поговорим о самой чувствительной теме для нас, услуг ЖКХ— о тарифах. С 2002 г. по 2012 г. доля расходов населения на оплату ЖКУ в суммарных потребительских расходах выросла с 6,2 до 8,8%. За этот период было всего три года, когда этот показатель снижался: 2007-2008 гг. (это было связано с началом работ по приоритетному национальному проекту «Доступное жилье») и 2012 г. Максимальный показатель за всю историю был достигнут в 2011 г., когда доля расходов населения на оплату ЖКУ составила 9,5%.

Основную часть расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг составляет оплата коммунальных услуг. В 2012 г. она составляла 83% от расходов на оплату ЖКУ (в 2002 г. — 80,1%).

На 2014 г. было принято решение, что тарифы ЖКХ будут проиндексированы с индексом 0,7 к годовой инфляции по итогам 2013 г. — 6,5%, в дальнейшем тарифы будут коррелироваться с инфляцией. Между тем, фундаментальные проблемы этой отрасли практически не затрагиваются. Среди этих проблем можно выделить директивность, централизацию и предопределенность установления тарифов.

Необходимость директивного подхода под сомнение не ставится. Однако государство может регулировать тарифы на основе антимонопольного законодательства.

Регулирование тарифов ЖКХ отличается излишней централизацией. С 2006 г. регулирование осуществляется из федерального центра, Федеральная служба по тарифам устанавливает индексы в среднем по субъектам Российской Федерации.

Тарифы в сфере ЖКХ коррелируют с уровнем индексации тарифов естественных монополий. Конечно, могут быть приняты и «волевые» решения (к примеру, как на 2014 г.: тарифы естественных монополий замораживаются, а тарифы ЖКХ хотя и с понижающим коэффициентом, но индексируются). Однако такая несинхронность госрегулирования тарифов долго продолжаться не может.

Со стоимостной оценкой ЖКХ за последние 10 лет произошло следующее: она снизилась в 1,9 раза и составила 61,5 трлн. руб. Главный фактор, предопределивший такой результат, — снижение прогнозных ожиданий.

Источник: http://gkhinsider.ru/
Вернуться к списку

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 http://www.service-lift.su http://sovetlift.ru/
http://www.lift.ru/  http://www.lift.ru/

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------