Главная страница » Новости » Печатные издания » Почему не стоит торопиться жаловаться на управляющую компанию

Почему не стоит торопиться жаловаться на управляющую компанию

Не путайте жилищное и коммунальное

Немногие знают, но ежегодный оборот ЖКХ составляет более 4 триллионов рублей. Причем львиная доля от этой суммы крутится в сегменте предоставления коммунальных ресурсов. При этом управляющие компании к производству коммунальных ресурсов, а особенно к формированию тарифов на эти ресурсы, не имеют никакого отношения.

В России реализация права на предоставление коммунальных услуг связана с отношениями между управляющими организациями (далее -УО) и ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО). Однако нестабильность и противоречивость правового регулирования приводит к тому, что между указанными организациями не удается выстроить гармоничные и прочные правовые отношения. В результате страдают потребители. Власть была вынуждена признать наличие проблем в данном вопросе, поэтому в течение 2013 и 2014 годов был принят целый ряд нормативных правовых актов, которые, по задумке законодателя, должны устранить имеющиеся проблемы.

Но на практике РСО не готовы создавать условия для развития взаимовыгодного бизнеса в сфере управления многоквартирными домами в части предоставления коммунальных услуг. Сложившаяся система договорных отношений в жилищно-коммунальной сфере, при которой УО отвечают за бесперебойную и качественную поставку ресурса перед потребителями, а РСО имеют право применять санкции к УО и не отвечают перед потребителями ни за что, выгодна только последним.

Ведь в чем заключается так называемая коммунальная услуга, которую УО предоставляют населению? В том, чтобы содержать в доме инженерные коммуникации в надлежащем состоянии, позволяющем передавать по ним коммунальный продукт, и обеспечивать его транспортировку до конкретной квартиры. То есть не производят продукт, а подготавливают внутридомовые сети для транспортировки уже готового ресурса.

В то же время многие потребители не понимают разграничения зон ответственности РСО и УО - где заканчивается ответственность одного и начинается обязанность другого. Потребителям может быть это и не важно, главное, чтобы услуга поставлялась бесперебойно и качественно. Жителям гораздо проще винить в плохом качестве коммуналки УО, чем поставщика услуги, который и должен нести ответственность за качество производимого продукта. А ведь немаловажно знать, что УО также становится заложником существующего механизма, ведь независимо от тогоЮ какого качества и в каком объеме поставщик поставил в дом коммунальную услугу - УО обязана донести до конечного потребителя услугу надлежащего качества.

Счетчики выгодны жителям, но не поставщикам ресурсов

А теперь посмотрим, как это происходит на практике. Договоры на поставку теплоснабжения не выдерживают никакой критики, в них не оговорены существенные условия ресурсоснабжения, такие как параметры качества, график подачи ресурса, ответственность поставщика и многое другое. Предложенные УО протоколы разногласий игнорируются, внесение изменений не производится, так как кубанские РСО злоупотребляют своим доминирующим положением на рынке предоставления коммунальных услуг.

РСО - это коммерческая организация, целью которой является извлечение прибыли. А подавляющее число кубанских РСО снимает с себя ответственность за качество поставленного ресурса, в результате чего страдают добросовестные потребители.

Ресурсоснабжающим организациям невыгодно, чтобы жители экономили коммунальные ресурсы. Согласно ФЗ-261, все многоквартирные дома должны быть оборудованы общедомовыми приборами учета потребляемых ресурсов.

А ведь контроль за количеством и, что даже более актуально, качеством потребленных коммунальных ресурсов важен каждому из нас. Закон о защите прав потребителей гласит, что никто не обязан платить за товары или услуги ненадлежащего качества. Коммунальные ресурсы - это тоже товар, а их предоставление - услуга. И для них, естественно, тоже существуют параметры качества.

Но вот как доказать факт получения некачественных коммунальных услуг? Сейчас процедура фиксации потребителем нарушения качества коммунальной услуги упрощена: если исполнитель не приходит по вызову или отказывается от составления акта о предоставлении некачественной услуги, жильцы могут составить его самостоятельно. Доказательством некачественного предоставления услуги могут быть также фото-, видео- и аудиоматериалы.

Обязанность оснащения домов приборами учета была возложена на РСО, то есть самим поставщикам вменили в обязанность установить системы, по факту снижающие их прибыль.

Как следствие, многоквартирные дома оснащаются наиболее дешевыми приборами учета с малым классом точности, что создает большую погрешность в разнице показаний между общедомовыми и индивидуальными приборами учета. А это неизбежно влечет за собой сверхнормативные общедомовые потери и сказывается на дополнительных расходах каждого жителя.

РСО, мягко говоря, не рады появлению оборудования, делающего прозрачным процесс начисления коммунальных платежей.

Чтобы осознать, почему все происходит так, а не иначе, необходимо сперва понять, что коммунальные монополии в нашей стране неестественны. Как правило, в развитых государствах поставщики коммунальных услуг работают на конкурентном рынке, который и регулирует размер тарифов.

На сегодняшний день каждый собственник должен провести для себя четкое разделение сферы ЖКХ на «жилищное» и «коммунальное». Так как правильное понимание разграничения ответственности РСО и УО и даст возможность собственнику оценить реальную ситуацию в данной отрасли. УО находятся с потребителями как раз-таки по одну сторону баррикад, требуя с РСО коммунальную услугу надлежащего качества и в полном объеме. И только совместные действия управляющих организаций и потребителя может сдвинуть эту ситуацию с мертвой точки.

Руководитель Центра Общественного контроля Краснодарского края

Владимир Колпаков

Источник: http://kuban.kp.ru/
Вернуться к списку

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 http://www.service-lift.su http://sovetlift.ru/
http://www.lift.ru/  http://www.lift.ru/

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------